Факультативы

Обычно студентов обучают основам современных технологий на старших курсах, когда уже есть теоретическая основа для понимания физических явлений и достаточные знания для расчёта и создания установок. Однако, прогресс во многих науках зависит скорее от отношения людей к задаче, их увлечённости, интереса и понимания основных, корневых понятий, от творческого отношения к проблеме. Как ни странно, знания не являются движущей силой в поиске оригинального решения. Они являются необходимой составляющей, но не достаточной. Двигателем развития наук и технологий является неугомонная творческая активность. Природа творчества полностью не ясна. Существует ли ген творчества? Что заставляет обеспеченного человека творить и создавать шедевры — не ясно.

Мы считаем, что в физико-математической школе при Новосибирском государственном университете учатся, в основном, одарённые ребята с задатками творчества. Если это так, то мы должны познакомить их с современными высокими технологиями как можно раньше. Пора разбудить в них демона творчества. Необходимо научить созидать, изобретать, творить. Нам следует помочь стартовать. Но как это сделать? Мы должны создать условия для развития их творческого начала, познакомить с методикой научного исследования — "золотым ключиком" успеха.

Опыт работы физико-математической школы при Новосибирском государственном университете показал, что раннее приобщение ребят к фундаментальным наукам развивает их мышление, стимулирует творческую активность, даёт возможность быстрее и ярче раскрыться способностям. Если лучший способ научиться плавать — прыгнуть в воду, то наилучший способ научиться творить — пытаться самостоятельно разгадать какую-нибудь тайну природы и пытаться использовать знания, превращая их в полезный продукт. Сегодня нужно раскрыть студентам основные принципы  создания наукоёмких технологий. Чем раньше начнёшь — тем ближе успех.

Творческий потенциал молодёжи огромен. Они способны натворить многое, но как направить эту энергию с пользой, прежде всего, для них самих? Именно поэтому есть смысл искать способы обучения творчеству, совершенствовать учебный процесс, создавать условия для раннего развития замечательного интереса у молодёжи. Но можно ли научить писать стихи как Пушкин? Можно ли научить творить музыку как Чайковский? Наши ученики напишут свои стихи и сочинят свою удивительную музыку.